Новый закон о страховании

5 августа 2021
Новый закон о страховании

Сейчас в Верховной Раде Украины идёт активная подготовка ко второму чтению закона «О страховании» №5315.

Новый закон содержит нормы о деятельности страховщиков, договорах страхования, посредниках и взаимодействии с потребителями страховых услуг.

В этой статье подробнее рассмотрим,

что готовит новый закон о страховании?

Законопроект:

  • учитывает ключевые требования законодательства Европейского Союза,
  • учитывает принципы Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).

Закон будет введен с отсрочкой через два года после его подписания Президентом Украины, в случае принятия. А у участников страхового рынка будет переходный период на то, чтобы привести свою деятельность в соответствие с законом.

Лицензирование страховщиков

Закон выделяет 23 класса страхования, а именно:

в пределах life-страхования – 5 классов страхования,

в пределах non-life страхования – 18 классов страхования.

В международной практике лицензирование происходит по классам страхования, а не по видам. Новый закон позволит регулятору, НБУ, также перейти к лицензированию по классам страхования.

Например, страховая компания, которая получит лицензию на страхование по классам рискового non-life страхования, не сможет осуществлять страхование жизни (life страхования), и наоборот.

При этом новый закон предусматривает и возможность изменения объема лицензии:

  • добавлять дополнительные классы (риски в пределах классов) страхования к уже существующим у страховщика;
  • сочетать деятельность по входящему перестрахованию с прямым страхованием;
  • сузить объем собственной лицензии.

Как изменятся требования ко входу страховщика на рынок?

Законопроект предлагает ужесточить стандарты лицензирования компаний, сформировать эффективную систему управления и обеспечить прозрачность структур собственности страхового рынка.

1. Страховщики должны раскрыть всю информацию обо всех владельцах существенного участия и ключевых участников страховой компании.

Они должны иметь безупречную бизнес репутацию и удовлетворительное финансовое и имущественное состояние. НБУ будет осуществлять обязательное согласование владельцев существенного участия в страховых компаниях.

2. При регистрации страховщики должны предоставить планы деятельности на три года.

НБУ также будет согласовывать назначения на должности руководителей страховой компании и лиц, ответственных за ключевые функции компании.

3. Закон устанавливает дифференцированные подходы к размеру уставного капитала страховщиков:

  • 32 млн грн для страховщиков non-life
  • 48 млн грн для компаний по страхованию жизни, страховщиков ответственности, кредитов, поручительства и по перестрахованию

Требования к выходу компании со страхового рынка

Прежде всего механизм вывода страховщика с рынка направлен на защиту прав потребителей страховых услуг и обеспечения максимально возможного объема выполнения страховой компанией своих обязательств перед клиентами и кредиторами.

Уход с рынка может быть добровольный и принудительным, по назначению регулятора.

Закон определяет основания для отнесения страховщика к категории неплатежеспособных и отзыва лицензии. Также возможно введение временной администрации в страховую компанию.

Дифференцированный подход к платежеспособности страховщиков

Закон устанавливает дифференцированный подход к требованиям к платежеспособности:

  • Solvency I (упрощенный)
  • Solvency II (базовый).

Страховщик должен выполнять требование минимального капитала (Minimum Capital Requirements, MCR) и капитала платежеспособности (Solvency Capital Requirements, SCR).

Минимальный капитал (MCR) рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить покрытие неожиданных убытков от рисков, которые принимает на себя страховщик, в течение следующих 12 месяцев учитывая вероятность их наступления.

Если сравнить с требованиями к MCR, требования к капиталу платежеспособности (SCR) рассчитываются, исходя из предположения о высшей вероятности реализации рисков страховщика.

Риск-ориентированный подход при регулировании и надзоре за страховщиками

Регулирование и надзор за страховыми компаниями по риск-ориентированному подходу.

В основе реализации заложены следующие принципы:

  • принцип пропорциональности
  • принцип перспективного взгляда
  • принцип раннего выявления и своевременного реагирования
  • принцип профессионального суждения
  • принцип правовой определенности

Для этого в законопроекте предусмотрены различные варианты надзорных действий Национального банка:

  • корректирующие меры
  • меры раннего вмешательства
  • меры воздействия, которые могут применяться на различных этапах и в различных случаях нарушений страховщиками требований законодательства, в частности с целью восстановления финансового состояния страховщика.

Регулирование деятельности страховых посредников

В законе устанавливаются новые требования к страховым посредникам (брокерам и агентам).

Цель НБУ – повышения защиты интересов страхователей и застрахованных лиц. Для этого в законопроекте установлены отдельные требования по совершенствованию регулирования деятельности страховых посредников:

  • вводится процедура обязательной регистрации страховых посредников в едином Реестре;
  • устанавливаются требования к обучению и поддержанию надлежащего уровня профессиональных знаний и компетентности страховых посредников, контроль за безупречной деловой репутацией и соблюдением стандартов рыночного поведения, предотвращением любых конфликтов интересов;
  • расширение перечня информации, которую страховые посредники обязаны раскрывать клиентам до и в процессе заключения договора страхования;
  • вводятся отдельные текущие счета со специальным режимом к страховым посредникам, которые получают страховые премии от клиентов, для безопасности этих средств и прочее.

Требования к договорам страхования и продаже страховых продуктов

Что касается договоров, закон предусматривает обязательное раскрытие сведений:

  • об условиях договора страхования
  • о размере страховой премии
  • о корректной дате или периоде, когда премия подлежит уплате, и последствия, если она оплачена с задержкой или вообще не оплачена
  • раскрытие стоимости страхового продукта
  • обязательное раскрытие размера комиссии посреднику или брокеру.

Ранее в нашем блоге мы писали о Новой модели регулирования страхового рынка.